Основные направления бюджетной политики на перспективу
Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале предшествующего года.
На протяжении всего периода реформ цели, которые ставились перед бюджетной политикой в Российской Федерации значительно были достигнуты: сформирована и функционирует трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.
В нынешнем году, как и в предыдущем, были определены основные задачи бюджетной политики, которые рассчитаны также и на среднесрочную перспективу в числе которых является:
ü повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы;
ü ориентация бюджетной политики на перспективу, исходя из четкого понимания возможностей федерального бюджета и приоритетов в расходах, обеспечение предсказуемости условий формирования бюджетов всех уровней;
ü создание стабилизационного фонда для снижения в среднесрочной перспективе зависимости российской бюджетной системы от внешнеэкономической конъюнктуры;
ü продолжение работы по совершенствованию налоговой системы и последовательному снижению налогового бремени;
ü повышение уровня налогового администрирования, в том числе на основе внедрения информационных технологий;
ü более рациональная организация работы налоговых инспекций, сведение к минимуму временных затрат налогоплательщиков по ведению налогового учета, подготовку и сдачу налоговой отчетности, особенно в малом предпринимательстве;
ü повышение эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов;
ü финансирование подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в основном на федеральном уровне;
ü модернизация системы обязательного медицинского страхования населения;
ü комплектование российской армии, предусматривающее замещение призыва на воинскую службу системой комплектования по контракту;
ü принятие мер по максимальному сосредоточению всех средств бюджетной системы в учреждениях Банка России;
ü создание системы четкого и стабильного разграничения доходных и расходных полномочий, что является необходимым условием приведения государственных и муниципальных обязательств в соответствие с реально имеющимися ресурсами для их исполнения;
При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики – ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства.
[1] Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. – М.: Дис, 2002г., С.29.
[2] Бюджетный кодекс РФ (Принят Государственной Думой РФ 17 июля 1998).
[3] Бюджетный кодекс. Ч. 2. Гл. 4. Ст. 19.
[4] Бюджетный кодекс. Ч. 2. Гл. 5. Ст. 28.
[5] Романовский В.А. Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт, 2006г.
[6] Бюджетный кодекс. Ч. 3. Гл. 24. Ст. 230.
[7] Поляк Г.А. Бюджетная система России. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005г., С.52-54.
[8] Дворкович А., Шарипова Е. Государственная финансовая политика в 2006 году //Вопросы экономики. 2006. №4., С.20ю
[9] Хурсевич С., Сибиряков С. Бюджетная политика. //Финансы. 2005г., №1., С.29-30.
[10] Горегляд В., Подпорина И. Ориентиры бюджетной политики //Экономист. 2006г., №5.
[11] Ковалева А., Баранникова Н., Богачева В. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2006г., С.100.