Анализ развития безработицы в Республике Беларусь
В результате мер, принятых республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, нанимателями, уровень регистрируемой безработицы составил на 1 ноября нынешнего года 1,2% к численности экономически активного населения республики. Для сравнения: год назад данный показатель равнялся 1,6%.[Приложение Б]
Вместе с тем, несмотря на значительное снижение уровня безработицы, ситуация на рынке рабочей силы остается довольно непростой. Не в полной мере решены вопросы молодежной и женской безработицы, а также занятости в некоторых малых городах и поселках, сельской местности. Как потенциальный источник роста регистрируемой безработицы можно рассматривать экономически неактивное население, хотя с другой стороны оно является резервом увеличения численности занятых в экономике.[28]
Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь разработана и реализуется Отраслевая программа по выполнению Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы, целью, которой является создание условий и предпосылок для сохранения управляемой ситуации на рынке рабочей силы в сельской местности, минимизация и смягчение социальных последствий для населения в результате проводимых на селе преобразований. Предусмотренные Отраслевой программой меры направлены на эффективное использование трудовых ресурсов на селе, обеспечение социальной защиты безработных сельских жителей, усиление государственной поддержки сельских семей, воспитывающих детей, оказание жителям села государственной адресной социальной помощи.
Основная часть трудовых ресурсов сосредоточена в общественном производстве, хотя в последние годы отмечается тенденция сокращения численности занятых в экономике - с 4441,0 тыс. в 2000 г. до 4349,8 тыс. в 2005 г.
Однако, если в первые годы реформ сокращение занятости явилось следствием общего кризиса экономики, то в последние годы оно в большей мере имеет структурно-организационный характер. Реструктуризация производства сопровождается оптимизацией кадрового потенциала, ростом производительности труда, ликвидацией морально устаревших и неэффективных рабочих мест.
С 1991 г. правовые, экономические, социальные и организационные основы регулирования занятости населения определял Закон Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь" с последующими изменениями и дополнениями. В июне 2006 г. принят новый Закон Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь",
В соответствии с Законом о занятости с 1992 года в Республике Беларусь ежегодно разрабатываются Государственная и региональные программы занятости населения. Это позволило поддержать стабильную и управляемую ситуации на рынке труда, удержать уровень безработицы в социально-приемлемых пределах, а также обеспечить в полном объеме гражданам социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством. Проблемы занятости решались, исходя, прежде всего, из необходимости обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда с учетом профессиональных и трудовых интересов каждого конкретного человека.
Основными мерами, принятыми для достижения целей политики в сфере занятости населения являются:
· организация работы отраслевых органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, нанимателей по созданию новых рабочих мест, в том числе с использованием средств государственного фонда содействия занятости;