Роль и значение денег в рыночной экономике
Мировой опыт показывает, что использование платежных карточек вместо денежной наличности в расчетах за товары и услуги выгодно не только гражданам, но и государству.
Деньги в качестве мировых денег обслуживают внешнеэкономические отношения. На первых этапах мировые деньги применялись в виде золота. В современных условиях в качестве мировых денег могут выступать стабильные валюты ряда государств либо мировые кредитные деньги. Деньги в качестве мировых денег выполняют все четыре функции денег, то есть эта функция денег являются интегральной. В настоящее время все более стирается различие между национальным, внутригосударственным обращением, и циркулированием денежных потоков между государствами.
Современный капитализм обусловил модификацию функции денег. В сегодняшнем обществе все товары, услуги, природные ресурсы, а также способность людей к труду приобретают денежную форму. Качественно новая роль денег (в отличие от денег просто товарного производства) заключается в том, что они превращаются в денежный капитал, или самовозрастающую стоимость. Функционируя на мировом рынке, деньги обеспечивают перелив капитала между странами. Деньги обслуживают производство и реализацию общественного капитала через систему денежных потоков между сферами хозяйства, отраслями производства и регионами страны. Организаторами этих денежных потоков являются государство, хозяйствующие субъекты и отчасти отдельные лица. Причем оборот стоимости общественного продукта начинается и заканчивается у владельца капитала.Результаты применения и воздействие денег на различные стороны деятельности и развития общества характеризуют их роль. Разностороннее использование денег и их влияние на развитие страны основывается во многом на том, что продукция производится предприятиями не для собственных нужд, а для других потребителей, которым она продается за деньги. Иными словами, производимая продукция принимает форму товара; между участниками процессов производства и реализации товаров складываются товарно-денежные отношения.