Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов
Структура доходов и расходов бюджета любого уровня, с точки зрения математических отношений, интересна сама по себе. Она позволяет судить об устойчивости бюджета; отражает степень реализации концептуальных основ финансово-бюджетной политики, приоритетные направления при финансировании расходов; характеризует уровень отношений центрального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Краткому рассмотрению этих вопросов через анализ структуры доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации посвящена данная глава моей работы.
Федеральный бюджет, как уже отмечалось мной, играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой в стране. Через параметры центрального бюджета государства регулируются темпы преобразований, в том числе, во взаимоотношениях с территориями. Можно согласиться с профессором Родионовой В.М. в том, что бюджетный федерализм и демократизм, занимая ключевое положение в вопросах построения бюджетной системы, вместе с тем относятся к числу наименее разработанных в теоретическом плане.[21] В настоящее время сохраняется острая необходимость регулирования финансово-экономического потенциала регионов из-за крайне неравномерной территориальной мобилизации налоговых и неналоговых платежей; большого количества разнообразных факторов, определяющих потребности регионов в бюджетных расходах; разнообразия структуры расходов и целого ряда других причин. Поэтому структуру доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ необходимо анализировать с тесной увязке с проблемами межбюджетных отношений, устойчивости каждого бюджета, перераспределения компетенции органов власти по финансированию расходов. Рассмотрим, прежде всего, характеристики федерального бюджета (табл. 1 и табл. 1.2).
Таблица 1
Поступление доходов в бюджетную систему РФ, включая государственные внебюджетные фонды за 2005-2006 гг
млрд. рублей | |||
2005 год* |
2006 год |
в % к 2005 г | |
Всего поступило в бюджетную систему РФ |
5 413,3 |
6 763,4 |
124,9 |
в том числе: | |||
Налоги и сборы в консолидированный бюджет РФ (вкл. ЕСН) |
4 606,5 |
5 748,3 |
124,8 |
Государственные внебюджетные фонды |
806,8 |
1 015,1 |
125,8 |
Налоги и сборы - всего (вкл. ЕСН) |
4 606,5 |
5 748,3 |
124,8 |
в федеральный бюджет (вкл. ЕСН) |
2 506,8 |
3 000,7 |
119,7 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
2 099,7 |
2 747,5 |
130,9 |
из них: | |||
Налог на прибыль организаций |
1 193,0 |
1 670,5 |
140,0 |
в федеральный бюджет |
363,6 |
509,9 |
140,2 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
829,4 |
1 160,6 |
139,9 |
Налог на доходы физических лиц | |||
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
706,6 |
929,9 |
131,6 |
Единый социальный налог в федеральный бюджет |
267,5 |
315,8 |
118,1 |
Налог на добавленную стоимость | |||
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
888,0 |
924,2 |
104,1 |
на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь |
20,9 |
27,2 |
130,0 |
Акцизы |
226,7 |
253,3 |
111,8 |
в федеральный бюджет |
80,0 |
93,2 |
116,5 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
146,6 |
160,1 |
109,2 |
Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
928,6 |
1 187,2 |
127,8 |
в федеральный бюджет |
872,3 |
1 116,7 |
128,0 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
56,3 |
70,6 |
125,3 |
в том числе: | |||
Налог на добычу полезных ископаемых |
908,7 |
1 162,3 |
127,9 |
в федеральный бюджет |
854,5 |
1 094,3 |
128,1 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
54,2 |
68,0 |
125,4 |
из него нефть: |
801,4 |
1 038,4 |
129,6 |
в федеральный бюджет |
761,3 |
986,5 |
129,6 |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ |
40,1 |
52,0 |
129,7 |
Государственные внебюджетные фонды - всего |
806,8 |
1 015,1 |
125,8 |
в том числе: | |||
Страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд (ПФР) |
634,1 |
796,2 |
125,6 |
Фонд социального страхования (ФСС) |
53,2 |
57,7 |
108,5 |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) |
31,7 |
55,8 |
175,9 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) |
87,8 |
105,5 |
120,1 |
*Без учета поступлений от крупнейшего налогоплательщика |