Фазы инвестиционного проекта.
Строгое разделение прединвестиционной фазы на перечисленные этапы необходимо, как правило, только для крупномасштабных проектов. В конце прединвестиционной фазы должен быть получен развернутый бизнес-план инвестиционного проекта. Затраты на подготовку и проведение прединвестиционных исследований, на продвижение проекта входят в состав предпроизводственных затрат и относятся в будущем на себестоимость производимой продукции.
Следующий отрезок времени отводится под фазу инвестирования или фазу осуществления проекта. Она включает в себя широкий спектр консультационных и проектных работ, в первую очередь и главным образом - в области управления проектом. Инвестиционная фаза может быть разделена на следующие стадии:
–установление правовой финансовой и организационной основ для осуществления проекта;
– приобретение и передача технологий, включая основные проектные работы;
– детальная проработка и заключение контрактов, включая участие в тендерах, оценку предложений и проведение переговоров;
– приобретение земли, строительные работы и установка оборудования;
– предпроизводственный маркетинг, включая обеспечение поставок и формирование администрации фирмы;
– набор и обучение персонала;
– сдача в эксплуатацию и пуск предприятия.
На стадии участия в тендерах и оценки предложений особенно важно получить широкие предложения по товарам и услугам для проекта от большого числа отечественных и международных поставщиков, хорошо зарекомендовавших себя. Переговоры и заключение контрактов связаны с правовыми обязательствами, возникающими при передаче технологий, строительстве зданий и закупке и установке машин и оборудования, а также при финансировании. На этой стадии происходит подписание договоров между инвестором или предпринимателем, с одной стороны, и финансовыми учреждениями - с другой.
Стадия строительства включает подготовку участка земли для застройки, сооружение зданий и другие строительные работы, а также поставки и монтаж оборудования в соответствии с намеченными программами и графиками. Набор и обучение персонала, которые проводятся одновременно с этапом строительства, могут иметь решающее значение для ожидаемого роста производительности и эффективности работы предприятия. Особенно важно своевременное начало маркетинговой деятельности для подготовки рынка нового товара (предпроизвод-ственный маркетинг) и обеспечения поставок важнейших материалов и сырья (маркетинг поставок).
Сдача в эксплуатацию и пуск предприятия - обычно короткий, но технически важный период осуществления проекта. Он связывает предшествующую фазу строительства с последующей эксплуатационной (производственной) фазой. Успех, достигнутый на этом этапе, демонстрирует эффективность планирования и осуществления проекта, предвещая его будущую действенность.
С момента ввода в действие основного оборудования (в случае промышленных инвестиций) или после приобретения недвижимости или иного вида активов начинается третья стадия развития инвестиционного проекта - эксплуатационная фаза. Этот период характеризуется началом производства продукции или оказания услуг соответствующими поступлениями и текущими издержками.