Приватизация и разгосударствление
При переоценке структуры государственного регулирования экономики и осознании преимуществ многоукладной экономики многие страны стали на путь перехода от административно-командной экономики к рынку. Одной из главных задач перехода к рынку является проведение разгосударствления и приватизации.
Разгосударствление представляет собой снятие с государства функций прямого хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, но без изменения характера собственности (т.е. принадлежности средств производства и результатов труда).
С точки зрения создания эффективного рыночного механизма необходимыми являются некоторые институциональные преобразования – приватизация, демонополизация, проведение разукрупнения государственных предприятий, развертывание малой приватизации в сферах торговли и общепита, подготовка и проведение большой приватизации.
Приватизация подразумевает смену собственника посредством передачи или продажи на различных условиях государственной собственности экономическим субъектам, которые используют её в дальнейшем в хозяйственной деятельности, неся полную имущественную ответственность за её результаты.
Приватизация – это переход государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов, юридических лиц или возникновение на базе государственных предприятий различных смешанных форм собственности.
В основу выбора способов приватизации положен пример предприятия: для мелких предприятий с численностью работающих до 200 человек рекомендована продажа по конкурсу (аукциону). Для более крупных целесообразно преобразование в акционерные общества.
Процесс приватизации, понимаемый как переход того или иного имущества (активов) из государственного в частный сектор, имеет длинную историю, сопоставимую с историей самой собственности. Современная же природа процесса приватизации сопряжена с наличием двух абсолютно разных по своему содержанию типов приватизации.
Первый тип связан со сдвигами в воспроизводственном механизме и с начавшейся во второй половине 70-х годов структурной перестройкой экономики развитых стран Запада, что потребовало переоценки сложившейся ранее структуры государственного регулирования экономики. При этом практически во всех странах Запада произошел серьезный пересмотр места и роли государственной собственности и государственного предпринимательства в экономике.
Данные неоконсервативные сдвиги в идеологии и экономической теории и политике промышленно развитых стран были распространены в развивающиеся страны посредством насаждения научной идеологии, а иногда и путем прямого давления Запада через условия помощи. В итоге в 80-90-е годы свыше 80 развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки реализовали различные программы приватизации государственной собственности.
Однако все эти страны характеризует то, что проведение приватизации
происходило в рамках уже существующей рыночно-конкурентной среды при наличии частного сектора и в ходе поступательного эволюционного развития экономики.
Второй тип получил своё развитие позднее, начавшись в 1989г., в процессе системных преобразований в странах бывшего социалистического лагеря – Восточной и Центральной Европы, но, прежде всего в России. В контексте перехода от административно-командной системы хозяйства к системе, основанной на рыночно-конкурентных принципах, приватизации отводится особое место, так как при всем многообразии подходов к роли
собственности в любом обществе, основополагающим является то, что собственность (точнее права собственности) представляет собой основу любой современной системы хозяйства.