Российская история финансовых амнистий
В новейшей российской истории финансовые амнистии задумывались трижды. В первый раз налоговая амнистия была объявлена президентским Указом от 27 октября 1993 г. N 1773 "О проведении налоговой амнистии в 1993 году", по которому тем, кто сокрыл доходы от налогообложения, предлагалось заплатить налоги в полном объеме. В случае неуплаты до 30 ноября 1993 г. сокрытых от налогообложения доходов органам Госналогслужбы вменялось в обязанность взыскивать штрафы в тройном размере. Эта амнистия провалилась, и основной причиной стало стремление государства получить все и сразу без адекватных встречных шагов.
В 1995 г. Миннауки России предложило новый вариант амнистии, по которому средства, вкладываемые в разработку и реализацию инновационных технологий, не подлежали декларированию в течение ряда лет. Новый законопроект "О налоговой амнистии" был направлен в Минэкономики России, где он, возможно, находится до сих пор.
Осенью 1997 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин в очередной раз предложил провести финансовую амнистию "для тех, кто имеет за рубежом какие-то вклады, чтобы они эти вклады вернули в Россию" <***>. В соответствии с разработанным вскоре законопроектом "О добровольной легализации доходов физических лиц в 1998 году" физические лица, подавшие декларацию о дополнительных доходах, должны были уплатить специальный сбор в размере 10% от легализуемой суммы. Важным положением законопроекта была отмена ответственности за совершение финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем, а также за непредставление декларации о доходах либо включение в декларацию заведомо искаженных данных. Однако и эта амнистия не была реализована.