Планирование издержек обращения

Уровень издержек обращения находится в обратной зависи­мости от изменения цен на товары.

Для определения влияния изменения цен на уровень издер­жек обращения проводится перерасчет издержек обращения к обороту, выраженному в сопоставимых ценах. При этом следует иметь в виду, что по затратам, сумма которых зависит от стои­мостной оценки товарооборота (нормируемые потери, расходы по оплате кредита, часть транспортных расходов, отчисления на подготовку кадров и др.), их уровень при изменении цен остается неизменным. Уровень других издержек изменяется в обратной зависимости от изменения уровня цен.

Абсолютная сумма издержек обращения зависит от уровня цен на канцелярские товары, упаковочные и другие материалы, которые используются в торговле, цен и тарифов на услуги дру­гих отраслей народного хозяйства (транспорта, связи, коммуналь­ных предприятий). Снижение или повышение издержек обраще­ния за счет этих факторов не характеризует достижений или недостатков торговли в борьбе за экономное использование средств.

Значительное влияние на издержки обращения оказывает из­менение доли продовольственных и непродовольственных товаров в общем объеме товарооборота. Расчет этого влияния определя­ется по формуле

где Lс — величина снижения (увеличения) издержек обращения в результате изменения структуры товарооборота;

Qр и Qb — объем товарооборота по группам товаров в плановом и базисном годах;

Ub — уровень издержек обращения по группам товаров в базисном году.

Расчет влияния структуры товарооборота на издержки обраще­ния можно произвести и путем определения разности издержкосвязанных с качеством обслуживания населения. Полученная эко­номия должна направляться на дальнейшее совершенствование культуры торговли, повышение заработной платы и уровня ква­лификации кадров, осуществление мероприятий по улучшению условий труда и отдыха работников.

Рассмотрим кратко расчет затрат по каждой из статей издер­жек обращения.

Расходы по заработной плате занимают преобладающее место в издержках розничной торговли и общественного питания и со­ставляют соответственно 40—45% и 58—60%. В план издержек 0'бращения включается фонд заработной платы в сумме и в про­центах к товарообороту, исчисленный по работникам, состоящим в штате. Заработная плата лиц, привлекаемых на временные ра­боты (переборка или консервирование овощей, текущий ремонт помещений, протирка стекол и др.), отражается на соответствую­щих статьях издержек обращения.

Транспортные расходы исчисляются отдельно по видам пере­возок: железнодорожным, водным и воздушным, а также автомо­бильным транспортом. Расходы на железнодорожные и водные перевозки в плане розничных и оптовых организаций предусмат­риваются в том случае, если товары завозятся от иногородних поставщиков с оплатой франко-вагон станция (пристань) отправ­ления. В этом случае оплачивается стоимость доставки грузов по тарифам, а также налоги, сборы и расходы, связанные с подачей и оборудованием вагонов, взвешиванием и хранением грузов, погрузочно-разгрузочными работами, и др. Для исчисления плано­вой величины расходов исчисляется объем перевозок товаров, среднее тарифное (оплачиваемое) расстояние, используются ре­зультаты анализа.

Для снижения расходов по железнодорожному и водному транспорту изучаются возможности устранения нерациональных перевозок, увеличения закупок товаров местного производства, расширения контейнерных перевозок.

В отличие от указанной группы издержек расходы на автомо­бильные перевозки рассчитываются на весь грузооборот с учетом объема завоза товаров в розничную сеть, а также на склады и базы. Расчеты производятся отдельно по товарам, доставляемым централизованно и перевозимым самостоятельно наемным или собственным транспортом торговых организаций.

Расходы по централизованной доставке исчисляются в зависи­мости от суммы планового поступления по каждой группе това­ров и действующих норм (тарифов) оплаты, установленных за единицу перевозимого товара или в процентах к розничной цене и отчисляемых на возмещение расходов поставщика.

Для обоснования расходов по доставке товаров транспортом, привлеченным со стороны, необходимо знать объем грузооборота в тоннах, класс, к которому относятся грузы, среднее расстояние перевозки и установленные тарифы.

Объем перевозок товаров в тоннах определяется делением плановой суммы поступления по данной товарной группе на сред­нюю цену одной тонны. Общий вес перевозимых товаров и тары называется физическим грузооборотом, а с учетом коэффициента повторных перевозок—транспортным грузооборотом.

Для исчисления среднего расстояния перевозки составляются карты движения грузов от поставщика и складов торга к торго­вым предприятиям. С учетом того, что тарифы установлены в за­висимости от класса грузов, предварительно целесообразно сгруп­пировать товары. К первому классу относятся наиболее тяжелые грузы, обеспечивающие максимальный коэффициент использова­ния грузоподъемности. Более высокие тарифы применяются при перевозке грузов четвертого и пятого классов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.