Показатели издержек обращения
Еще более заметно различаются издержки обращения по отдельным видам товаров. Больших затрат требует продажа овощей, хлеба, рыбы, культтоваров, товаров хозяйственного назначения и др.
Значительные колебания уровня издержек обращения выдвигают необходимость более точного определения их величины по конкретным товарам в оптовой и розничной торговле города и села, на предприятиях общественного питания, в заготовительных организациях. Необходимость в уточненных расчетах вызывается также требованиями установления научно обоснованных торговых скидок по товарам для совершенствования нормативного планирования издержек обращения, выявления резервов и устранения непроизводительных потерь.
При изучении издержек обращения по товарам используются показатели специализированной торговой сети, документального выборочного учета, коэффициенты сравнительной издержкоемкости, экономико-математические методы.
Известное представление об уровне издержек по товарным группам могут дать показатели первичного бухгалтерского учета узкоспециализированных магазинов. Вместе с тем эти данные нельзя распространять на всю торговую сеть из-за незначительного удельного веса специализированных магазинов и более низкого в них уровня издержек обращения по сравнению с универсальной торговлей.
Примерные уровни издержек обращения по товарным группам на базе существующего учета можно определить методом распределения расходов на основе коэффициентов сравнительной издержкоемкости товарных групп.
Под издержкоемкостью в торговле понимается сумма расходов, приходящихся на 1 руб. (или 100 руб.) оборота, что по своему численному значению совпадает с уровнем издержек (в процентах к товарообороту). Коэффициенты издержкоемкости показывают соотношение уровней расходов каждой товарной группы по отношению к товару, принятому за базу сравнения. Для расчета используются отчетные данные об издержках обращения и экономические показатели, отражающие затраты по каждой статье издержек обращения. К числу таких факторов-показателей можно отнести затраты времени на реализацию единицы каждого вида товара, средние цены, соотношение общего (брутто) и чистого (нетто) веса перевозимых товаров, средний товарный запас и др.
Поочередно по каждому фактору отдельно определяются частные коэффициенты-соотношения (К1, К2 и т. д.) этого показателя (фактора) по всем группам товаров, один из которых принимается за базу сравнения (например, соотношение цен каждого товара с товаром, цена которого принята за 1).
Перемножением частных коэффициентов рассчитывается общий коэффициент издержкоемкости по данной статье каждой товарной группы (К1, К2, К).
Расчет нетоварных расходов проводят следующим образом:
1. Определяют средневзвешенный коэффициент издержкоемкости (К) по всему товарообороту
где ki; — коэффициент издержкоемкости по данной статье каждой товарной группы;
aj — доля (в %) данной товарной группы в товарообороте.
2. Исчисляют уровень данной статьи расходов по товару, издержкоемкость которого принята за единицу Uf.
где U — средний уровень расходов по данной статье.
3. Определяют уровни расходов по каждой товарной группе
Ui=UfKi
С помощью этого метода косвенным путем распределяются по товарам и прямые расходы, что приводит к некоторым неточностям. Однако его применение с использованием ЭВМ обеспечивает возможность без значительных затрат средств и времени при существующей системе учета определять соотношения и уровень расходов на реализацию товаров в целом по магазину, организации, области.
Более точным следует считать метод определения издержек обращения по товарным группам, основанный на непрерывном текущем наблюдении за деятельностью предприятий, типичных для всей торговли. Такой потоварно - групповой учет издержек обращения используют в магазинах, на мелкооптовых базах, выделенных на самостоятельный баланс, в торгах или централизованных бухгалтериях по отношению к тем предприятиям, по которым издержки учитываются по всем статьям.