Зоны внешней торговли
Первые ЗВТ, создававшиеся на основе Закона о зонах внешней торговли (1934 г.) преследовали цели глубже вовлечь США в мировую торговлю путем расширения (с помощью таможенных льгот) экономической активности на определенных территориях, а также добиться снижения уровня безработицы, масштабы которой в стране были чрезвычайно велики в период «великой депрессии». В соответствии с Законом, в составе Министерства торговли США был создан Комитет по зонам внешней торговли, занимающийся рассмотрением и утверждением заявок на организацию этих зон, а также регулирующий деятельность их администрации. В 1950 и в 1991 гг. в указанный Закон были внесены существенные поправки и дополнения. Направленные на расширение деятельности ЗВТ и ее диверсификацию.[11]
Согласно существующему законодательству, ЗВТ, действующие на территории США, подразделяются на зоны общего назначения и специализированные (субзоны). Зоны общего назначения (они располагаются, как правило, около или на территории портов и аэропортов) находятся вне пределов юрисдикции таможенной службы США. Типичная ЗВТ общего назначения имеет сдаваемые в аренду площади для хранения товаров, размещенный там же дистрибьютерный центр с доступом к любым способам транспортировки; в большинстве таких зон имеются также площадки промышленных парков, на которых пользователи зон могут располагать свое хозяйство, коммунальные услуги предоставляются на основе публикуемых тарифов для государственных компаний.
Сфера деятельности зон общего назначения (представляющих американский вариант того, что в международной практике называется зоной свободной торговли или свободной гаванью) в основном охватывает складирование, сортировку, упаковку и перевалку товаров без их дополнительной обработки: а ряде случаев допускается незначительная обработка реэкспортируемых иностранных товаров. Такие зоны создаются на основе разрешения, выдаваемого Комитетом по зонам внешней торговли различным организациям, существующим при правительстве штата или при местных властях (например администрации порта, комитетам по промышленному развитию штата или графства. Агентствам и корпорациям по экономическому развитию и т.д.). Важным условием создания этих зон является внесение ими вклада в хозяйственное развитие штата или графства, в повышение уровня занятости, расширение торговли. Управляются зоны государственными или частными компаниями, с которыми организации, получившие разрешение на создание зон, заключают контракты.
Первые торговые зоны общего назначения располагались в крупных портах — в Нью-Йорке, Новом Орлеане, Сан-Франциско, Окленде, Лос-Анджелесе и Сиэтле. В 50-е годы подобные зоны были созданы в Толедо (штат Огайо), Бей-Каунти (штат Мичиган). Маягуэс (штат Пуэрто-Рико) и Гонолулу (штаг Гавайи). Однако более всего количество зон общего назначения увеличилось в 70—80-е годы, что отразило рост внешней торговли США и усиление конкурентной борьбы на их внутреннем рынке. В этот период подобные зоны создавались не только при морских портах и международных аэропортах, но также в городах, не имеющих выхода к океану, но играющих важную роль во внешней торговле (из 52 созданных в 1970 г. Зон общего назначения 24 были расположены в городах, не имеющих выхода к океану или Великим озерам). Важную роль в этом процессе, помимо возросшего объема торговли США, сыграли активизация деятельности иностранных корпораций на внутреннем рынке, быстрый рост различных видов экспортных операций, что привело к созданию в стране новой торговой инфраструктуры.
Специализированные зоны (субзоны) организуются в интересах компаний (обычно крупных), деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения, и ориентированы только на одного пользователя. Такие зоны создаются решением руководства зон общего назначения, утверждаемым Комитетом по внешнеторговым зонам, для организации той или иной частной компанией сборочных заводов или различных промышленных производств. Поскольку статус субзоны является вторичным по отношению к статусу зоны общего назначения и, как правило, предоставляется уже существующим производствам, для его получения не требуется отдельного законодательства. Обычно субзоны представляют собой площадки частных заводов, уже имеющих лицензии Комитета по зонам внешней торговли на совершение операций, и технически являются частью зон общего назначения, хотя территориально размешаются за их пределами, а иногда даже значительно удалены от них. Создание субзон преследует цели развития экспортного потенциала, налаживания импортозамещающих производств.[12]