Наличие налоговых и тамо­женных льгот делает привлека­тельным климат СЭЗ для потен­циальных инвесторов

В Кызы­лординской СЭЗ уже работают со­вместные предприятия по добыче нефти и газа, и есть конкретные предложения по организации про­изводства лекарственных препа­ратов (Индия), обуви (Турция), рас­ширению производства мяса кур (Испания), выпуску прохладитель­ных напитков (Израиль) и др.[10]

Необходимо отметить, что спе­циальные экономические зоны име­ют принципиальное отличие от сво­бодных таможенных зон. и если в последних не предусмотрено осво­бождение розничной продажи то­варов от таможенных пошлин и на­логов. то эта норма не может быть приемлемой для СЭЗ. Товары на­родного потребления ввозятся на территорию СЭЗ, как правило, для их реализации населению, поэто­му целесообразно освободить там розничную продажу товаров от та­моженных пошлин и налогов.

Банковская деятельность осу­ществляется в соответствии с бан­ковским законодательством, для иностранных инвесторов на тер­ритории СЭЗ предусмотрено пра­во открытия счетов в националь­ной или иностранной валюте.

Государственная регистрация юридических лиц, а также учетная регистрация филиалов и предста­вительств юридических лиц в со­ответствии с указом Президента РК должна производиться уполномо­ченным органом Министерства юс­тиции непосредственно на терри­тории зоны. Однако внесенные из­менения в статью 13'Указа Прези­дента РК, имеющего силу закона, от 26 января 1996 г. № 2823 зна­чительно ухудшили условия реги­страции юридических лиц, особен­но совместных предприятий с уча­стием иностранного капитала, вы­нужденных теперь проходить реги­страцию только в Министерстве юстиции. Исходя из того. что по­рядок регистрации юридических лиц должен быть упрощенным, не­обходимо, чтобы хозяйствующие субъекты, организующие СП, ре­гистрировались на этой же терри­тории. В мировой практике регис­трацию хозяйствующих субъектов осуществляют органы управления на территории СЭЗ, поэтому видит­ся целесообразным восстановле­ние порядка регистрации юриди­ческих лиц.

Лицензирование деятельнос­ти, осуществляемой хозяйствую­щими субъектами на территории СЭЗ. производится в соответствии с действующим законодатель­ством РК.

Порядок пребывания иностран­ных граждан установлен соответ­ствующим законодательством РК и международными соглашениями, участником которых является рес­публика. Для выполнения функций по оформлению въезда, выезда, транзита и пребывания иностран­ных граждан и лиц без гражданства и их транспортных средств на тер­ритории СЭЗ центральными испол­нительными органами создаются отдельные подразделения соответ­ствующих государственных орга­нов. Однако отсутствие консульс­ких пунктов и агентств на террито­рии отдельных СЭЗ сдерживает оперативное оформление порядка пребывания иностранных граждан.

Изучение опыта СЭЗ РК пока­зало, что в целях эффективного го­сударственного регулирования экономики, обеспечения их нор­мального функционирования необходимо совершенствование нормативно-правовой базы СЭЗ. Для этого следует:

· во-первых, предусмотреть государственную регистрацию юридических лиц, а также учет­ную регистрацию филиалов и пред­ставительств юридических лиц на территории специальной экономи­ческой зоны через уполномочен­ные органы Министерства юс­тиции РК:

· во-вторых, предусмотреть в статье 74 Указа Президента РК. имеющего силу закона, от 20 июля 1995 года № 2368 «О таможенном деле в Республике Казахстан» дополнение о том, что на терри­ториях специальных экономичес­ких зон, на которых действует ре­жим свободной таможенной зоны, может производиться розничная продажа товаров для внутренне­го потребления;

· в-третьих, необходимо вне­сение изменений и дополнений в действующие законодатель­ные акты по расширению полно­мочий административных сове­тов и увеличению льгот и префе­ренций. Вызвано это тем. что хо­зяйствующие субъекты, осуществ­ляющие деятельность на территории специальной экономической зоны, порой оказываются в менее выгод­ных условиях, чем находящиеся за ее пределами. Административные советы, призванные решать практи­чески все вопросы, касающиеся де­ятельности СЭЗ, не имеют соответ­ствующих полномочий. Более того. в специальных экономических зонах других стран для инвесторов обес­печены более привлекательные ус­ловия, чем в Казахстане. К приме­ру, отечественные предпринимате­ли предпочитают устанавливать свои взаимоотношения со свобод­ной экономической зоной «Бишкек» ввиду ее большей привлекательно­сти, чем с СЭЗ Казахстана.[10]

Внесение дополнений и изме­нений в соответствующие норма­тивные акты будет способствовать улучшению правового режима функционирования специальных экономических зон и позволит обеспечить ускоренное экономи­ческое развитие данных регионов.

СЭЗ – приоритетное направление в экономике

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.