Дж. М. Кейнс и его концепция экономического развития. Методологические позиции Кейнса в сравнении с ...
Дж.М.Кейнса.
2.2.Основные положения "Общей теории занятости, процента и денег".
Принцип эффективного спроса.
Введенный Кейнсом принцип эффективного спроса заключается в том, что в
закрытой экономике (т.е. такой экономике, где чистый экспорт равен нулю) с
наличием резервных мощностей уровень выпуска (и, следовательно, занятости)
равен планируемым расходам Е, состоящим из потребительских расходов C и
инвестиционных расходов I, осуществляемых соответственно домохозяйствами и
фирмами. Формула для планируемых расходов в интерпретации Кейнса выглядит
так:
Е = AD = C + I
Итак, равновесный уровень выпуска определяется равенством сбережений и
планируемых инвестиций. Однако в экономике решения об осуществлении
инвестиций и сбережений принимаются разными субъектами, и поэтому данное
равенство может не соблюдаться. Для этого случая Кейнс вывел
"психологический фактор", отражающий желание людей покупать потребительские
товары при данном уровне дохода.
Предельная склонность к потреблению МРС показывает, насколько
изменилось потребление при определенном изменении дохода:
Иными словами, величина МРС насколько увеличится потребление при росте
дохода на одну единицу. Сбережения MPS, как и потребление, являются
функцией от национального дохода, а их относительная доля определяется
целым рядом факторов, например: стремление иметь запас наличных средств,
склонность сберегать, укоренившиеся привычки.
Основная идея «теории эффективного спроса» состояла в том, что
рыночная экономика утратила способность к "автоматическому" восстановлению
равновесия с высоким уровнем занятости. Из-за процессов концентрации и
монополизации экономики в ХХ в. цены перестали быть свободными и не могут
выступить гарантом восстановления нарушенного в ходе кризиса равновесия.
Кейнс убежден, что эту проблему может решить только государство. Оно
обязано предложить и осуществить меры по активизации и стимулированию
совокупного спроса (т.е. общей покупательной способности). Это должно
положительно воздействовать на расширение производства и предложение
товаров, а следовательно способствовать уменьшению безработицы.
Основной психологический закон.
Большое внимание Кейнс уделяет также психологическому аспекту,
сформулировав "основной психологический закон". Его суть в следующем:
"Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода
увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой
растет доход". Значит, по Кейнсу, психологическая склонность человека
сберегать определенную часть дохода сдерживает увеличение дохода из-за
сокращения объема капиталовложений. Что касается предельной склонности
человека к потреблению, то она, по мнению автора "Общей теории", постоянна,
а значит, может обуславливать устойчивое соотношение между увеличением
инвестиций и уровнем дохода. По этой теоретико-методологической позиции для
выявления причин неполной занятости и неполной реализации, неравновесности
экономики, а также для обоснования методов ее внешнего (государственного)
регулирования "психология общества" имеет не меньшее значение, чем "законы
экономики".
Теория мультипликатора
Модель мультипликатора объясняет, как совокупный спрос воздействует на
объем производства. В простейшем виде в этой модели предполагается, что
потребление домашних хозяйств является функцией располагаемого дохода, а
инвестиции являются постоянной величиной. Действие рыночного механизма
состоит в том, что в ответ на изменение потребления или инвестиций
происходит соответствующее изменение объема производства, так что между