Антиинфляционная политика

Основные направления кредитно - денежной политики на 2003 год. Рассматриваются два сценария развития российской экономики в зависимости от темпов восстановления мировой экономики после рецессии. По первому варианту мировая экономика вырастет в будущем году примерно на 2 %, по второму, более оптимистичному, - на 3 - 3, 5 %. Российский ВВП продемонстрирует рост, соответственно, на 3, 5 % или на 4, 4 %, а инфляция составит 9 - 12 %.

При реализации пессимистического сценария уровень золотовалютных резервов будет оставаться в 2003 году примерно неизменным (поскольку из - за нулевого сальдо платежного баланса свободной валюты на рынке не будет), а при реализации оптимистического - вырастет на $ 7 млрд. Итак, главный банк страны заявляет, что валютные резервы или вообще не вырастут (то есть рублевой эмиссии, единственным каналом которой в России последние несколько лет является именно наращивание ЗВР, не будет), или, при благоприятной внешнеторговой конъюнктуре, вырастут на 14 - 15 % ($ 7 млрд.). Такому развитию событий можно только радоваться: ведь если не будет покупки валюты в резерв, то не будет и выпуска в обращение новых денег, а значит и высокой инфляции.

Тогда при запланированном среднем росте ВВП на 4 % в год возможна дефляция на те же 4 % (впрочем, скорее всего, при неизменном количестве денег цены останутся неизменными, а ВВП вовсе не будет расти). Другой вариант выглядит так: ЗВР растут на 15 %, количество денег в обращении, по идее, тоже увеличивается на 15 %, а значит, при росте ВВП в 4 %, инфляция должна составить 11 % в год.

Если сравнить эти расчеты с данными ЦБ, то сразу становиться ясно, что между ними есть существенное различие. По прогнозу Банка России, при нулевом приросте ЗВР инфляция составит 9 %, а при их росте в 15 % инфляция достигнет 12 %. Последнюю цифру еще можно понять. Но как понять наличие инфляции при неизменном количестве денег в обращении – сказать трудно. Обычно на этот случай в российской экономической литературе всегда приводится стандартное объяснение, которое называется «немонетарной инфляцией» или «инфляцией издержек».

Следующий год является годом пикового платежа по внешнему долгу 11,64 млрд. долл. Поэтому

прогнозируемый нулевой рост ЗВР Банка России напрямую связан с предстоящими платежами по внешнему долгу, а вовсе не с жесткой кредитно - денежной политикой.

Итак, в следующем году финансовая ситуация в стране будет несколько отличаться от прогнозов Центрального банка.

Инфляция и девальвация у нас будут, причем в серьезных размерах. И причиной этому будет не "инфляция издержек, и не падение скорости обращения денег, а пиковые платежи по внешнему долгу - которые за Минфин, судя по всему, осуществит Центральный банк.

Использование (или неиспользо­вание) Банком России операцион­ных инструментов в целях достиже­ния запланированных показателей не всегда логично и оправдано.

Операции по эмиссии денег

посредством скупки валютной вы­ручки на валютном рынке, позво­ляющие наращивать валютные ре­зервы ЦБ РФ, носят спонтанный характер, не проводится подробной анализ достаточности обеспечения экономики деньгами, не анализи­руется и не обосновывается рост ре­зервов. Объемы денежной эмиссии не планируются, в результате чего экономика требует проведения стерилизации, что сопряжено с допол­нительными издержками по выпус­ку собственных облигаций Банка России. Об избытке денежной мас­сы свидетельствуют избыток и невостребованность денежных средств, находящихся на счетах в коммерческих банках. Кроме того, нет анализа верхнего порога эмис­сии собственных облигаций, что недопустимо с точки зрения стра­тегии управления рисками в эконо­мике в целом. Величина резервов также требует статистического изу­чения косвенных издержек, сопря­женных с отвлечением средств, на­правленных на их формирование, из экономики страны. До сих пор данный анализ не был представлен.

Другой инструмент регулиро­вания объемов денежной массы (основной элемент увязки бюджет­ного планирования и денежно-кре­дитной политики, широко исполь­зуемый во всем мире) - покупка государственных ценных бумаг — после кризиса 1998 г. практически не используется. Основная часть портфеля принадлежащих Банку России государственных ценных бу­маг неликвидна. [18.стр. 35]

Рефинансирование банков как источник денежного предложения (кредитор последней инстанции), являющийся первоочередным сре­ди других инструментов денежно-кредитной политики во всем мире, не работает. Установление ставок по кредитам и ставки рефинанси­рования на уровне, недопустимом для инвесторов (коммерческих бан­ков) в соответствии с их ожидани­ями и готовностью принятия рис­ков, не позволяет использовать дан­ный механизм кредитования ком­мерческих банков как источник увеличения денежной массы. Ука­зание Банка России на неразвитость финансовых рынков и ограничен­ность роли кредита в финансиро­вании экономики как на главную причину неиспользования инстру­мента рефинансирования не верно, поскольку развитие финансового рынка напрямую зависит от финан­сирования коммерческих банков Центральным Банком.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.