Антиинфляционная политика
Основные направления кредитно - денежной политики на 2003 год. Рассматриваются два сценария развития российской экономики в зависимости от темпов восстановления мировой экономики после рецессии. По первому варианту мировая экономика вырастет в будущем году примерно на 2 %, по второму, более оптимистичному, - на 3 - 3, 5 %. Российский ВВП продемонстрирует рост, соответственно, на 3, 5 % или на 4, 4 %, а инфляция составит 9 - 12 %.
При реализации пессимистического сценария уровень золотовалютных резервов будет оставаться в 2003 году примерно неизменным (поскольку из - за нулевого сальдо платежного баланса свободной валюты на рынке не будет), а при реализации оптимистического - вырастет на $ 7 млрд. Итак, главный банк страны заявляет, что валютные резервы или вообще не вырастут (то есть рублевой эмиссии, единственным каналом которой в России последние несколько лет является именно наращивание ЗВР, не будет), или, при благоприятной внешнеторговой конъюнктуре, вырастут на 14 - 15 % ($ 7 млрд.). Такому развитию событий можно только радоваться: ведь если не будет покупки валюты в резерв, то не будет и выпуска в обращение новых денег, а значит и высокой инфляции.
Тогда при запланированном среднем росте ВВП на 4 % в год возможна дефляция на те же 4 % (впрочем, скорее всего, при неизменном количестве денег цены останутся неизменными, а ВВП вовсе не будет расти). Другой вариант выглядит так: ЗВР растут на 15 %, количество денег в обращении, по идее, тоже увеличивается на 15 %, а значит, при росте ВВП в 4 %, инфляция должна составить 11 % в год.
Если сравнить эти расчеты с данными ЦБ, то сразу становиться ясно, что между ними есть существенное различие. По прогнозу Банка России, при нулевом приросте ЗВР инфляция составит 9 %, а при их росте в 15 % инфляция достигнет 12 %. Последнюю цифру еще можно понять. Но как понять наличие инфляции при неизменном количестве денег в обращении – сказать трудно. Обычно на этот случай в российской экономической литературе всегда приводится стандартное объяснение, которое называется «немонетарной инфляцией» или «инфляцией издержек».
Следующий год является годом пикового платежа по внешнему долгу 11,64 млрд. долл. Поэтому
прогнозируемый нулевой рост ЗВР Банка России напрямую связан с предстоящими платежами по внешнему долгу, а вовсе не с жесткой кредитно - денежной политикой.
Итак, в следующем году финансовая ситуация в стране будет несколько отличаться от прогнозов Центрального банка.
Инфляция и девальвация у нас будут, причем в серьезных размерах. И причиной этому будет не "инфляция издержек, и не падение скорости обращения денег, а пиковые платежи по внешнему долгу - которые за Минфин, судя по всему, осуществит Центральный банк.
Использование (или неиспользование) Банком России операционных инструментов в целях достижения запланированных показателей не всегда логично и оправдано.
Операции по эмиссии денег
посредством скупки валютной выручки на валютном рынке, позволяющие наращивать валютные резервы ЦБ РФ, носят спонтанный характер, не проводится подробной анализ достаточности обеспечения экономики деньгами, не анализируется и не обосновывается рост резервов. Объемы денежной эмиссии не планируются, в результате чего экономика требует проведения стерилизации, что сопряжено с дополнительными издержками по выпуску собственных облигаций Банка России. Об избытке денежной массы свидетельствуют избыток и невостребованность денежных средств, находящихся на счетах в коммерческих банках. Кроме того, нет анализа верхнего порога эмиссии собственных облигаций, что недопустимо с точки зрения стратегии управления рисками в экономике в целом. Величина резервов также требует статистического изучения косвенных издержек, сопряженных с отвлечением средств, направленных на их формирование, из экономики страны. До сих пор данный анализ не был представлен.
Другой инструмент регулирования объемов денежной массы (основной элемент увязки бюджетного планирования и денежно-кредитной политики, широко используемый во всем мире) - покупка государственных ценных бумаг — после кризиса 1998 г. практически не используется. Основная часть портфеля принадлежащих Банку России государственных ценных бумаг неликвидна. [18.стр. 35]
Рефинансирование банков как источник денежного предложения (кредитор последней инстанции), являющийся первоочередным среди других инструментов денежно-кредитной политики во всем мире, не работает. Установление ставок по кредитам и ставки рефинансирования на уровне, недопустимом для инвесторов (коммерческих банков) в соответствии с их ожиданиями и готовностью принятия рисков, не позволяет использовать данный механизм кредитования коммерческих банков как источник увеличения денежной массы. Указание Банка России на неразвитость финансовых рынков и ограниченность роли кредита в финансировании экономики как на главную причину неиспользования инструмента рефинансирования не верно, поскольку развитие финансового рынка напрямую зависит от финансирования коммерческих банков Центральным Банком.