Развитие и становление свободных экономических зон (СЭЗ) в постсоветских странах (СНГ).

- обеспечения благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта;

- создания современной производственной и социальной инфраструктуры;

- насыщение внутреннего рынка продукцией и товарами потребительского и производственного значения;

- повышения уровня жизни населения.

В1993 году был издан закон Республики Молдова «О зонах свободного предпринимательства». Закон разрешал создавать СЭЗ различных типов, включая экспортно-производственные и технологические, торговые и складские, транзитные и туристские, банковские и страховые. Законом определены не только цели, задачи СЭЗ, но и указано на источники финансирования, включающие в себя:

- иностранные инвестиции;

- собственные средства предприятий резидентов зоны;

- банковские и бюджетные кредиты;

- средства от выпуска ценных бумаг, а также не запрещенные законодательством источники финансирования.

В начале 1992 года в странах СНГ были отпущены цены на товары широкого потребления. В этих условиях механизм СЭЗ власти рассматривали как дело, которое своими льготными режимами может некоторых участников рынка в неравные стартовые условия. В результате к началу 1993 г. в Федеральном правительстве России возобладало направление на ликвидацию «суперзон» и на упразднение всех льготных режимов. Это диктовалось курсом на стабилизацию государственного бюджета, часть которого ранее планировалось использовать на обустройство свободных экономических зон. Под давлением регионов, заинтересованных в развитии у них СЭЗ, правительство России подготовило в мае 1993г. законопроект «О свободных экономических зонах», который так и не дошел до стадии обсуждения в парламенте: последний был распушен осенью 1993г. В1994г. ряд регионов, не дождавшись правительственных решений, начали интенсивную работу по созданию точечных (на уровне отдельных предприятий) и таможенных зон. Такой региональной инициативе обязаны своей деятельностью СЭЗ «Находка», «Шереметьево», «Гавань» (Санкт-Петербург) и другие. Через два года, в 1996г., вновь появились указы и распоряжения правительства Российской Федерации о создании новых свободных экономических зон в новых регионах.

В конце 1998г. Украина учредила ряд СЭЗ, две из которых в Донецкой области (район Мариуполя), которым этот статус дается на период в 60 лет. Цель организации этих особых экономических зон – привлечь инвесторов и обеспечить в Донецком бассейне новых рабочих мест. В связи с трудным положением в угольной промышленности эта область страдает от острых проблем. Для ряда шахт и некоторых предприятий закрытие неизбежно. На начало 1999г. число безработных в области составило 260 тыс.

16 октября 2001г. премьр-министр Украины Анатолий Кинах заявил, что правительство намерено поддерживать и укреплять развитие свободных экономических зон (СЭЗ), поскольку они являются эффективным методом привлечения инвестиций и решения сложных социально-экономических проблем Украины, - заявил премьер-министр Анатолий Кинах во время своего пребывания в Донецкой области. По его словам, он "запретил членам правительства и тем, кто имеет к этому отношение, вести дискуссию относительно целесообразности существования СЭЗ". По его мнению, "это вопрос, несущий в себе составляющую государственной экономической безопасности". Необоснованные дискуссии о перспективности или неперспективности тех или иных СЭЗ ухудшают инвестиционный климат в СЭЗ и повышают уровень недоверия инвесторов, вызывая у них сомнения в стабильности нормативов, действующих на территории СЭЗ считает А.Кинах. При этом он отметил, что правительство будет осуществлять жесткий мониторинг и анализ деятельности каждой конкретной СЭЗ и специальная комиссия будет принимать решения только на основе этого анализа. Донецкая область, по словам А.Кинаха, в вопросе работы СЭЗ "лидирует в хорошем смысле этого слова". В первом полугодии 2001 г. объем поступлений в местные и центральный бюджеты Украины от СЭЗ и ТПР региона на 52 млн.грн. превысил объем предоставленных льгот. По заключению А.Кинаха, в области "начался эффективный экономический процесс привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест, повышения эффективности экономики на этих территориях". Эти результаты, по мнению премьера, необходимо углублять, поэтому правительство будет рассматривать деятельность СЭЗ "не только в разрезе приостановления их работы, но и совершенствования их деятельности". В связи с этим, считает он, следует изменить ряд моментов в законодательстве, начиная с требований к граничному объему инвестиций и заканчивая номенклатурой приоритетных видов деятельности. Для справки. Закон о СЭЗ в Донецкой обл. действует с 1998 г. На сегодня Советом по вопросам СЭЗ и специального режима инвестиционной деятельности в Донецкой области одобрен 141 инвестпроект на общую сумму $1 073,2 млн. За первое полугодие 2001 г. Совет по вопросам СЭЗ и специального режима инвестиционной деятельности в Донецкой области одобрил 25 инвестпроектов на общую сумму $276,3 млн. Реализация одобренных в первом полугодии инвестпроектов обеспечит создание в регионе 5 679 новых рабочих мест, будет сохранено 2 529 уже имеющихся рабочих мест.

Россия.

Развитие свободных экономических зон в России началось в конце 80-х годов. Тогда СЭЗ рассматривались как элемент государственной внешней политики и способ стимулирования межгосударственных связей с иностранными партнерами. СЭЗ должны были стать компактными территориями с большим количеством предприятий и с участием иностранного капитала.

Свободная экономическая зона «Находка».

Первое конкретное предложение о создании свободной экономической зоны высказано в проекте «Находка». В этом документе предлагалось на территории города Находки создать особую экономическую зону. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1990г. Находке и примыкающему к ней Партизанскому району был предоставлен статус свободной экономической зоны с льготным налоговым и таможенным режимом и упрощенным порядком экспортно-импортных операций. Спустя месяц было принято постановление Совета Министров РСФСР «О первоочередных мерах по развитию свободной экономической зоны г.Находки».

Указанные документы о СЭЗ «Находка» определили четкие гарантии зарубежным инвесторам от национализации и других форм принудительных изъятий их собственности, определены возможные формы инвестиций, а также установили долгосрочную аренду земли (сроком на 70 лет). «Находка» получила льготный налоговый режим: для предприятий с иностранными инвестициями, доля средств которых в их уставном фонде составляет 30%, установлен 10% налог на прибыль, перечисляемый в бюджет, 10% налог на прибыль, вывозимую иностранным инвестором за рубеж. Предусмотрены льготы и для российских предпринимателей. Самой «Находке» было дано право оставлять в своем распоряжении в течении пяти лет все выплаты предприятий зоны в бюджет на условиях возврата этих средств с процентами. Таможенный режим СЭЗ «Находка» предусматривал освобождение от уплаты таможенной пошлины товаров, импортируемых на территорию зоны и экспортируемую из этой территории.

Становление и развитие «Находки» тесно связано с экономическими реформами России. Кризисы и обвалы экономики целой страны негативно сказывались на функционировании зоны. После создания этой зоны в 1990 г. государственные власти неоднократно принимали решения по стимулированию развития «Находки»: от 8 сентября 1994г. постановление Совмина Российской Федерации «О некоторых мерах по развитию СЭЗ Находка», которое было направлено на восстановление правового и таможенного режима. 1996 году Президент РФ издал указ «О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности в свободной экономической зоне». На развитие «Находки» были затрачены большие суммы бюджетных средств.

В конце апреля Гос.дума приняла в третьем чтении "Закон о свободных экономических зонах" Свое мнение о нем высказала заместитель председателя административного комитета СЭЗ "Находка" Светлана Вихорева.

- За шесть с половиной лет существования СЭЗ "Находка" было принято несколько президентских указов и правительственных постановлений по организации новых и работе "старых" свободных экономических зон России.

С помощью этих "точек роста" планировалось вытащить из экономического кризиса как отдельные области, так и целые регионы. Однако правительство одной рукой давало "зеленый свет", а другой сдерживало налоговые и финансовые льготы для СЭЗ. Это привело к тому, что вместо притока в Находку иностранных инвестиций здесь прекратили свою деятельность 60 СП.

Хорош закон или плох? Большой плюс уже то, что он легализует в России такое понятие, как свободные экономические зоны. До этого было много шума по СЭЗ, а законодательной базы и конкретного решения: быть или не быть у нас СЭЗ? - достигнуто не было. Второе. Закон дает возможность развивать свободные экономические зоны за счет федеральных инвестиций. Ведь если заглянуть в историю, ни одна зона мира не строилась за счет кредитов. А мы все эти годы просто были вынуждены пользоваться ими, прекрасно понимая, что наша СЭЗ "благодаря" такой поддержке успеха никогда не достигнет.

Если говорить в общем о влиянии закона на СЭЗ "Находка" или другие зоны, до реального воплощения идеи еще очень длинный путь. Мы не решили главную проблему: процедуру, временные рамки образования и становления СЭЗ, выделение средств и т. д. Закон эти нюансы не предусматривает.

Если говорить о льготах, то в число значимых можно включить снятие налога на прибыль. Дебатируется в Думе и пункт о 50-процентном освобождении от налога на добавленную стоимость на товары, которые будут отправляться из СЭЗ на внутренний рынок. Это, безусловно, ставит отечественного производителя, который находится за пределами зоны, в неравные условия, что может привести к неприятным последствиям.

Но налоговые льготы - это еще не все. Кроме прочего, от нас самих требуется доброжелательное отношение к иностранным инвесторам и бизнесменам, которое складывается из налоговых, таможенных и других процедур. В этих сферах нам надо много поработать. Есть масса примеров, когда налоговая и таможенная службы безо всяких объяснений делали непредусмотренные поборы с совместных предприятий. Эти службы должны уяснить одно: они не карательные органы. Другой нюанс. Те социальные условия, которые мы предлагаем иностранцам, просто ужасны. Были случаи, когда приезжали делегации и, проведя в Находке холодную и темную ночь, уезжали утром, не дожидаясь переговоров. Извините, говорили они, в специальных экономических зонах такого не бывает.

Давайте дадим возможность развиваться малому и среднему бизнесу, чтобы работали и хоть как-то аккумулировались эти деньги. Пусть предприниматели сделают сеть ресторанов. В первую очередь они потребуют льготные кредиты. Более того, им надо предоставить и льготную аренду помещений. В будущем потребуется пакет документов, который должен регламентировать деятельность СЭЗ. Но это будет более высокая ступень понимания свободных экономических зон в России. А пока достаточно того, что СЭЗ вышла из подполья.

 

Калининград: особая экономическая зона.

Идея создания Калининградской СЭЗ была предложена в конце 80-х годов. Но реализация этой идеи была немного позднее. В 1994г. Совет Министров России утвердил «Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области», получившей название «Янтарь». Цели создания зоны:

- решение задач социально-экономического роста Калининградской области;

- повышение жизненного уровня населения области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами;

- обеспечение условий для привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта, увеличение экспортных возможностей региона;

- отработка форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.

В дальнейшем свободная экономическая зона «Янтарь» была трансформирована в особую экономическую зону (ОЭЗ). Основным законодательным актом является федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» от 22 января 1996 года. ОЭЗ создана в пределах Калининградской области, за исключением территорий и объектов, имеющих стратегическое значение для РФ.

Экономика Калининградской области тесно связана с уникальными месторождениями янтаря, где сосредоточено 85% мировых запасов этой ископаемой смолы хвойных пород. Имеются и другие полезные ископаемые. Эта область благоприятствует развитию курортно-туристическому комплексу. Географическое положение связывает область с Восточной Европой, Прибалтикой и западными странами континента.

Западные эксперты считают, что ОЭЗ Калининградской области может успешно развивать связи с Европейским Союзом, например по таким направлениям, как:

- сотрудничество в области экологии;

- совершенствование морских стоянок рыболовных судов и улучшение рыбообрабатывающей промышленности;

- участие европейских банков в реконструкции Калининградского аэропорта и морского порта;

- модернизация системы железных дорог с европейской.

Особенность ОЭЗ «Калининград» уникальна. Она не имеет общей государственной границы с остальной частью РФ. А поэтому процесс становления и развития ОЭЗ длительный и сложный.

. Сравнительные характеристики СЭЗ "Находка" и ОЭЗ в Калининградской области

Основные характеристики

СЭЗ "Находка"

ОЭЗ в Калининградской области

Территория

г. Находка и Партизанский район Приморского края, площадь ок. 4600 кв. км

Калининградская область, площадь ок. 15000 кв. км

Специализа-

ция

Добыча и глубокая переработка местных ресурсов (биоресурсов океана, леса, лекарственных трав, стройматериалов), судоремонт, машиностроение, электронная промышленность, международный туризм, отрасли агропромышленного комплекса, в перспективе - легкая промышленность.

Радиоэлектроника и электронная промышленность, судостроение, производство оборудования для пищевой и целлюлозно-бумажной промышленности, глубокая пере работка рыбы и других морепродуктов, производство товаров народного потребления, международный туризм.

Преимущества региона для создания свободной экономической зоны

1. Выгодное экономико-географическое положение: близость от крупнейших центров Азиатско-Тихоокеанского региона, России со странами региона. 2. Развитая транспортная инфраструктура - крупные незамерзающие порты, оконечный пункт Транссибирской магистрали. 3. Наличие некоторого промышленного потенциала города. 4. Хорошие климатические условия для сельского хозяйства. 5. Опыт внешнеторговой деятельности.

1. Выгодное экономико-географическое положение на пересечении торговых путей между Евразией и Европой. 2. Наличие незамерзающего морского порта. 3. Уникальные залежи янтаря (до 90% мировых запасов). 4. Высококвалифицированная рабочая сила, высокая концентрация учебных заведений. 5. Наличие машиностроительных производств высоких технологий (в составе Военно-промышленного комплекса). 6. Наличие предпосылок для создания курортно-туристического комплекса международного значения 7. Наличие некоторого опыта внешнеэкономической деятельности (в качестве СЭЗ "Янтарь").

Недостатки региона для создания свободной экономической зоны

1. Недостаточная степень развития транспортно-дорожной инфраструктуры (необходимость реконструкции портов и железной дороги от Хабаровска до Находки). 2. Удаленность от центральных районов России, высокие транспортные издержки на доставку экспортных и импортных грузов. 3. Неразвитость легкой промышленности. 4. Наличие в регионе уже действующих СЭЗ (Китай, Тайвань, Юж.Корея, Гонконг, Сингапур), привлекательных для потенциальных инвесторов. 5. В перспективе возможна конкуренция местным портам со стороны модернизируемого порта Зарубино, предоставляющего выход к морю, в том числе,

севеверо-восточным провинциям Китая.

1. Использование для военных нужд большей части территории.

2.Узкая специализация на рыбной промышленности (40% объема производства), большая доля ресурсоемких производств (переработка древесины, целлюлозно-бумажная промышленность), легкой промышленности. 3 Изношенный и технологически устаревший парк промышленного оборудования. 4. Повышенная транспортоемкость хозяйства из-за зависимости области от удаленных регионов России и стран СНГ по снабжению сырьем и комплектующими (до 90% ввоза) и по сбыту продукции (более 70% вывоза). 5 Неразвитость транспортно-дорожной, жилищной инфраструктуры. 6 Дефицит электроэнергии, зависимость от Литвы в сфере энерго- (80%) и газоснабжения (100%). 7. Наличие сильных конкурентов местному порту (страны Балтии, в перспективе - новый российский порт в Финском заливе) для обслуживания экспортно-импортных потоков грузов.

Алтай

- зона экономического благоприятствования

Существующая зона экономического благоприятствования «Алтай» получила право на существование в 1991 году, когда Совет Министров РСФСР Постановлением от 08.11.1991 № 595 «О первоочередных мерах по развитию Эколого-экономической зоны «Горный Алтай»» утвердил Положение об эколого-экономической зоне «Горный Алтай» (ЭЭЗ «Горный Алтай»).

Это Положение определяло правовые и экономические основы хозяйственной деятельности, а также регулировало отношения в области охраны и использования природных ресурсов в ЭЭЗ «Горный Алтай», расположенной в административных границах Горно-Алтайской ССР и являющейся неотъемлемой частью территории РСФСР.

Уже в этом положении предусматривалось, что деятельность предприятий должна вестись именно на территории ЭЭЗ "Горный Алтай". К примеру, на территории ЭЭЗ «Горный Алтай» действовал особый таможенный режим, но эти льготы распространялись не на все виды торговли и производства товаров (работ, услуг). Транзит или перепродажа товаров, не подвергшихся переработке в зоне, через территорию ЭЭЗ «Горный Алтай» в другие регионы РСФСР, а также поставки товаров на экспорт из других регионов РСФСР осуществлялись без каких-либо тарифно-таможенных льгот. Товар считается произведенным в ЭЭЗ «Горный Алтай», если величина добавленной стоимости обработки составляет не менее 20 процентов.

Изучая нормативную базу, можно отметить, что деятельность предприятий должна вестись именно на территории ЭЭЗ «Горный Алтай» (в последствии переименованной в ЭЭР «Алтай»), отраженное практически во всех документах, регулирующих правовой режим ЭЭЗ «Горный Алтай» (ЭЭР «Алтай»).

В июле 1995 года Совет Федерации РФ внес в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект Федерального закона «Об эколого-экономическом регионе «Алтай» (в границах Республики Алтай)». Так как на федеральном уровне обещалась и планировалась указами Президента, постановлениями правительства различная поддержка, но конкретных действий производилось достаточно мало, то эту проблему стали решать на уровне субъекта Федерации - Республики Алтай.

В 1996 году ЭЭЗ "Горный Алтай" поменял свое наименование на Эколого-экономический регион "Алтай", когда Постановлением Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.03.1996 № 12-22 было утверждено Положение "Об Эколого-экономическом регионе "Алтай"", разработанное в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1993 г. № 309 "О мерах государственной поддержки социально-экономического развития Республики Алтай".

Согласно Закону Республики Алтай "О совершенствовании правовой и экономической основ функционирования Эколого-экономического региона "Алтай" от 27.05.98 органы государственной власти гарантируют защиту инвестиций участников ЭЭР "Алтай", а также стабильность юридических и экономических условий их деятельности.

Сегодня Эколого-экономический регион "Алтай" (г. Горно-Алтайск, Республика Алтай) – пожалуй, самая комфортная российская зона пониженного налогообложения. Деятельность ЭЭР "Алтай" ведется в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом, федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.95 N 154-ФЗ", "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25.09.97 N 126-ФЗ, "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.91 N 2118-1, другими федеральными нормативными актами. Особый статус ЭЭР "Алтай" признан ЮНЕСКО, что свидетельствует об особом положении на международном уровне.

Эти обстоятельства указывают на правомочность по установлению существующего в ней налогового режима, а также режима регистрации и функционирования в ней юридических лиц.

ЭЭР "Алтай" функционирует в соответствии с Законом Республики "Алтай" "О совершенствовании правовой и экономической основы функционирования Эколого-экономического региона “Алтай" N 4-14 от 27.05.98. Деятельность ЭЭР "Алтай ведется в строгом соответствии с законом, умело используя который, ЭЭР "Алтай" создает своим участникам действительно благоприятный климат для бизнеса

Таким образом, регистрируя свое предприятие в ЭЭР "Алтай", Вы получаете абсолютно легальную базу для оптимизации Ваших корпоративных финансов и налогового планирования.

На основании принятых законов Дирекции "Алтай" дано право освободить на пять лет с момента регистрации предприятия, банки, филиалы (российские, совместные и иностранные), осуществляющие инвестиционную деятельность направленную на развитие экономики и социальной сферы региона Алтай от уплаты всех налогов, платежей и сборов (включая НДС и акцизы) подлежащих зачислению в бюджет Республики.

На 10 лет от уплаты налогов, сборов и платежей освобождаются компании, занимающиеся строительством и эксплуатацией объектов энергетики, средств связи, аэропортов, автодорог, газопроводов, восстановлением экосистем, строительством объектов социальной инфраструктуры, производством и переработкой промышленной и сельскохозяйственной продукции, строительством гостиниц, туристических комплексов, производством и внедрением ресурсосберегающих и безотходных технологий.

Эвенкийский автономный округ (ЭАО)

24 сентября 1998 года Законодательным Собранием (Сугланом) ЭАО был принят Закон Об особенностях налоговой системы в Эвенкийском автономном округе, который установил на территории Эвенкии режим налогового благоприятствования.

Предприятие или организация, географически находясь в любой точке России и становясь на налоговый учет на территории Эвенкийского округа, за небольшую фиксированную плату получает освобождение от региональных и местных налогов , оставаясь плательщиком только федеральной части налоговых платежей. Установленный размер фиксированных платежей составляет 70 минимальных размеров оплаты труда в квартал. Эти средства направляются во Внебюджетный фонд Администрации Эвенкийского автономного округа на реализацию социально-экономических программ развития Эвенкии.

В соответствии с принятым Законом на территории Эвенкии созданы благоприятные условия не только для предприятий и организаций, оптимизирующих свои налоговые платежи, но и для тех, кто заинтересуется развитием бизнеса на территории округа (за исключением сферы деятельности по недропользованию). Для таких структур Законом предусмотрены целевые налоговые льготы. Они предоставляются юридическим лицам, выполняющим особо важные заказы по социально-экономическому развитию округа либо оказывающим особо важные услуги населению округа. Целевые налоговые льготы устанавливаются в любой форме и предоставляются в пределах сумм, зачисляемых в бюджет округа и местные бюджеты. Такие льготы можно получить на основе налогового соглашения с Администрацией Эвенкийского автономного округа.

Эвенкия как территория льготного налогообложения поможет предприятиям, зарегистрированным на ее территории и испытывающим временные финансовые трудности, воспользоваться налоговым кредитом, т.е. отсрочкой уплаты налоговых платежей с последующей поэтапной уплатой налоговых сумм и небольших процентов. Налоговый кредит может предоставляться как на короткий срок (6—13 месяцев), так и на долгосрочную перспективу (от 2 до 5 лет) в зависимости от целевого назначения.

Для организаций любой организационно-правовой формы на основании закона Эвенкийского автономного округа "Об особенностях налоговой системы в Эвенкийском автономном округе" внешние инвесторы (предприятия, зарегистрированные на территории ЭАО, но не ведущие там деятельности и не являющиеся недропользователями на территории округа) освобождаются от всех местных и региональных налогов в том числе:

- налога на прибыль (доход), кроме части ставки, зачисляемой в федеральный бюджет Российской Федерации;

- налога на имущество в части, зачисляемой в бюджет Округа и местные бюджеты;

- налога с владельцев транспортных средств;

- налога на приобретение автотранспортных средств;

- налога на совокупный доход (валовую выручку) для субъектов малого предпринимательства в части, зачисляемой в бюджет Округа и местные бюджеты;

- внешние инвесторы уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд по ставке, пониженной на 50% от ставки федерального налога. Представительные органы местного самоуправления Эвенкийского автономного округа на основании данного Закона могут устанавливать льготы аналогичного характера в части платежей, поступающих в местный бюджет.

Условием использования внешним инвестором налоговых льгот является направление им на программы социально-экономического развития Округа и инвестиционные программы, утверждаемые Законодательным Собранием (Сугланом) Эвенкийского автономного округа, суммы, равной 70 минимальных размеров оплаты труда ежеквартально (в соответствии с изменением закона Эвенкийского автономного округа "Об особенностях налоговой системы в Эвенкийском автономном округе"). Организациям, направляющим средства на указанные инвестиционные программы в порядке, установленном в соответствии с настоящим Законом, Администрация присваивает статус "участника инвестиционных программ Округа".

Базовые льготы: отсутствие всех региональных и местных налогов. Дополнительные возможности:

- налоговый кредит до 5 лет от 0% годовых;

- представительства иностранных компаний - те же условия льгот;

- перевод компаний с налоговыми долгами и предоставление долгосрочного налогового кредита или реструктуризация задолженности.

Для субъектов малого предпринимательства также созданы благоприятные условия для развития бизнеса при регистрации на территории Эвенкийского автономного округа. Законом “Об особенностях налоговой системы в Эвенкийском автономном округе” предусмотрены две альтернативные формы уплаты единого налога по желанию предприятия — с валовой выручки (10%) или с совокупного дохода (30%).

Налоговый оазис в Республике Калмыкия.

Среди трудностей, которые преодолевают нынешние российские предприниматели, непомерный налоговый пресс – одна из самых значительных. Не счесть уловок, которые были изобретены, чтобы правдами и неправдами уменьшить поборы. Среди методов оптимизации налоговых платежей до сих пор преобладали весьма сложные, рискованные, а иногда и просто спорные. С появлением налоговых оазисов на территории Российской Федерации, в том числе в Республике Калмыкия возможности для законного снижения налоговых выплат значительно расширились. В начале 1994 г. cоздание первой российской оффшорной зоны в Калмыкии было сенсацией

Правовой статус налоговых льгот у Калмыкии уникален: он на 100% основан на республиканском законодательстве. Все остальные территориальные льготы имеют в своей основе федеральный закон, Калмыкия снизила налоги не трогая федеральных налогов, а отменив часть своих. Республиканская часть налога на прибыль была отменена полностью (остались федеральные 11%), вовсе был отменен налог на имущество, на приобретение транспортных средств, на рекламу, на содержание жилья и все местные налоги

Льготная налоговая зона в Республике Калмыкии существует более 6 лет и до настоящего момента является самой стабильной из подобных зон в Российской Федерации.

За это время в регионе зарегистрировано и действует более 10 000 предприятий различных форм собственности, в том числе и предприятия с иностранными инвестициями, а также кредитно-финансовые организации.

На основании Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» Хуралом Республики Калмыкия был принят Закон «О предоставлении льгот отдельным категориям плательщиков» от 19 января 1995 года с изменениями и дополнениями от 20 февраля 1996 года, который освобождает от уплаты местных налогов предприятия, зарегистрированные в Республике Калмыкия, но ведущие фактическую деятельность в других регионах России.

Полностью освобожден от уплаты местный налог на прибыль предприятий и организаций, налог на пользователей автодорог, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налог с владельцев транспортных средств, налог на имущество предприятий, налог с продаж.

Вместо местных налогов предприятия платят сбор в фонд социально-экономических программ Республики Калмыкия в размере 300$ в квартал. Кроме того, существуют льготы и для юридических лиц – субъектов малого предпринимательства. Они могут выплачивать 3,33% от валовой выручки и стоимости патента.

Длительный срок функционирования СЭЗ в Калмыкии и федеральная поддержка создают дополнительные гарантии ее надежности. Привлекательной стороной этой СЭЗ является и довольно хорошо развитая система секретарских и сопутствующих услуг.

Сравнительная таблица налоговых льгот и расходов на эксплуатацию компаний в зонах льготного налогообложения РФ  

 

Виды основных налогов

СЭЗ Калмыкия г.Элиста

СЭЗ Эвенкия пос.Тура

ЭЭЗ Алтай г.Горноалтайск

По РФ

НДС

10% и 20%

10% и 20%

10% и 20%

10% и 20%

Налог на прибыль предприятий и организаций

11%

11%

11%

До 35%

Налог на пользователей автодорог

1%

1%

1%

До 24%

Плата за загрязнение окружающей среды

Согласно инструкции

Согласно инструкции

Согласно инструкции

Согласно инструкции

Налог на имущество предприятий

-

-

-

2%

Налог с продаж

-

-

5%

5%

Налог на доходы от поката видео-, аудиокассет

-

-

-

70%

Налог на приобретение автотранспортных средств

-

-

-

5-20%

Налог с владельцев автотранспортных средств

-

-

-

От мощности двигателя

Налог на содержание милиции и на благоустройство территории

-

-

-

3%

Налог на рекламу

-

-

-

5%

Налог на перепродажу автотранспортных средств, вычислительной техники и персональных компьютеров

-

-

-

10% от суммы сделки

Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы

-

-

-

По ставкам Субъектов Федерации от выручки или от валового дохода

Единый налог по упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства

3,33% от валовой выручки или 10% от совокупн. дохода

3,33% от валовой выручки или 10% от совокупн. дохода

3,33% от валовой выручки или 10%(только для строит.компаний) от совокупн. дохода

10%от валовой выручки или 30% от совокупн. дохода

Стоимость услуг по получению патента

250у.е.

150у.е.

200у.е.

-

Стоимость регистрации

1350у.е.

1000у.е.

1500у.е.

-

Срок регистрации

10 дней

2 недели

2 недели

-

Стоимость секретарского обслуживания

200у.е. в квартал

200у.е. в квартал

200у.е. в квартал

-

Акцизы, ед

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 

Безработица

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Индекс цен

Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной».

Финансовый контроль

Финансовый контроль - это действия и операции по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования.