Организационные основы свободных экономических зон.
1.Нормативно-правовая база.
На исходе ХХ века мир накопил огромный опыт в создании, становлении и функционировании свободных экономических зон. Массовость этих экономических структур на всех континентах обусловили возникновение Всемирной ассоциации зон экспортного производства. Руководство этой ассоциации детально изучает механизм образования и функционирования зон во всемирном масштабе. Изучая опыт различных стран эксперты « Всемирной ассоциации зон» (Р. Болин и Р. Хейвуд) подготовили рекомендации для разработки законопроектов о свободных экономических зонах.
Их документ состоит из нескольких глав: цель и область применения закона, учреждение и регулирование свободных экономических зон, право на участие в свободных экономических зонах. Для создания свободной экономической зоны и достижения результатов необходимо подготовить соответствующую законодательную базу. Для управления зоной следует организовать Административный совет с соответствующими правами и обязанностями. Закон о свободных экономических зонах должен включать детально разработанный раздел о льготах.
2.Этапы и последовательность создания свободных экономических зон.
Создавая свободную экономическую зону, следует учитывать, что она в любом случае остается неотъемлемой частью национальной экономики. Любая модель зоны предполагает взаимосвязь с экономикой страны, где она будет функционировать. Деятельность зоны основывается на прочной правовой базе и должна обеспечить:
- динамичное развитие экономики за счет привлеченных новых технологий, производственного капитала и передового опыта управления;
- внедрение в материальное производство отечественных и зарубежных научно-технических разработок;
- увеличение рабочих мест и сокращение безработицы.
Серьезное значение имеет и месторасположение свободной экономической зоны. Она должна создаваться в наиболее выгодных географических условиях: в портах, воздушных гаванях, вдоль железных дорог и автомобильных магистралей страны.
Изучая зарубежный опыт создания зон, экономисты обосновали механизм организации этих экономических формирований, включающих ряд периодов: предынвистиционный, инвестиционный и операционный (Т.Данько, З. Окрут).
Предынвестиционный период по времени делится на два этапа. На первом ведутся предварительные исследования: маркетинговые, экономико-географические, финансовые и другие работы. Разрабатывается размер, тип, местоположение и специализация зоны. Второй этап, связывается с уточнением данных, полученных на первом этапе. С помощью экономических и финансовых расчетов определяют эффективность капиталовложений, а также ведут поиск инвестиций.
Инвестиционный период по времени и этапности совпадает с первым периодом. Первый этап этого периода называют условно переговорным. Ведутся переговоры с местными властями и центром о профиле, размере зоны и ее расположении. Необходимо вести переговоры с местным населением, которое может проявлять недовольство в связи с застройкой их жизненного пространства.
На втором этапе инвестиционного периода предполагается возведение инфраструктурных сооружений, а также объектов энерго-, водо-, теплоснабжения. Все создаваемое на месте будущей свободной экономической зоны может повлиять на привлечение инвестиций национальных и зарубежных предпринимателей.